Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (724.3 Kb) ] | 24.03.2013, 19:13 |
Лукьянчикова Е.В. Урок по обществознанию в 10 классе. Тема: «Выборы в демократическом государстве». Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008). Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения. Цели урока: Образовательные: v Сформировать новые понятия по изучаемой теме; v Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя; v Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса; v Ознакомить учащихся с избирательным законодательством. Развивающие: v Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера; v Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию; v Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна. Воспитательные: v Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся; v Формировать активную гражданскую позицию. Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия. Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» (Дж. Адамс). Ход урока: I. Организационный момент. Актуализация познавательной активности. В тетради записывается тема урока (слайд 1) Задание классу: Ø Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2). Ø Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь. II. Изучение новой темы. 1. Что такое выборы. Типы избирательных систем. Работа с документами: Ø Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ; Ø Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах. Проблемное задание: Ø Всегда ли выборы являются демократическими? Ø Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов). Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов. Типы выборов (слайд 3): По уровням власти: ü Федеральные; ü Региональные; ü Местные. По ветвям власти: ü В законодательные органы; ü В исполнительные органы; ü В судебные органы. Типы избирательных систем: ü Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов); ü Пропорциональная (голосование за политические партии); ü Смешанная (соединяет в себе две предыдущие). 2. Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4). 3. Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма». Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности. Проблемные вопросы к классу: Ø Можно ли заставить человека голосовать? Ø Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах? 4. Нормы и принципы избирательного права. Вопросы к классу: Ø Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему? Работа с документами: На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8) 1) Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; 2) Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе. 3) Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ; Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки. III. Подведение итогов работы. До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова: По причинам органическим мы совсем не снабжены Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, нашей правды идеал Не влезает в формы узкие юридических начал… Вопросы к классу: Ø Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах? Ø Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время? Ø Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» Заключительное задание: Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности. ( слайды 9-10) Выводы по итогам занятия: Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия. Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть. Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262. Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?». Учитель просит заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать. Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях. Используемая литература: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008. А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006 А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003 А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003 Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008 Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007
| |
Просмотров: 2612 | Загрузок: 269 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |