Главная » Файлы » Мои файлы

Урок "Выборы в демократическом государстве".
[ Скачать с сервера (724.3 Kb) ] 24.03.2013, 19:13

                                                                                                                    Лукьянчикова Е.В.

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Выборы в демократическом государстве».

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008).

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательные:

v  Сформировать новые понятия по изучаемой теме;

v  Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;

v  Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

v  Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.

Развивающие:

v  Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;

v  Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;

v  Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.

Воспитательные:

v  Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;

v  Формировать активную гражданскую позицию.

Основные понятия:  федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.

Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.

«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

(Дж. Адамс).

Ход урока:

I.                   Организационный момент.  

Актуализация познавательной активности.

В тетради записывается тема урока (слайд 1)

Задание классу: 

Ø  Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).

Ø  Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.

II.                Изучение новой темы.

1.      Что такое выборы. Типы избирательных систем.

Работа с документами:

Ø  Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Ø  Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.

Проблемное задание:

Ø  Всегда ли выборы являются демократическими?

Ø  Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).

Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.

Типы выборов (слайд 3):

*      По уровням власти:

ü  Федеральные;

ü  Региональные;

ü  Местные.

*      По ветвям власти:

ü  В законодательные органы;

ü  В исполнительные органы;

ü  В судебные органы.

*      Типы избирательных систем:

ü  Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);

ü  Пропорциональная (голосование за политические партии);

ü  Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).

2.      Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4).

3.       Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Проблемные вопросы к классу:

Ø  Можно ли заставить человека голосовать?

Ø  Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

4.      Нормы и принципы избирательного права.

Вопросы к классу:

Ø  Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?

Работа с документами:

На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)

1)      Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

2)      Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.

3)      Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.

III.             Подведение итогов работы.

До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова:

По причинам органическим мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские, нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие юридических начал…

Вопросы к классу:

Ø  Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?

Ø  Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?

Ø   Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» 

Заключительное задание:

Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.

( слайды 9-10)

Выводы по итогам занятия:

*      Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.

*      Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.

Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.

Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».

Учитель просит заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.

Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008.

А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006

А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003

А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003

Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008

Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lenchik | Теги: разработка урока по обществознанию, презентация к уроку, выборы
Просмотров: 2612 | Загрузок: 269 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: