Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (14.13 Mb) ] | 23.03.2013, 23:42 |
Урок истории в 9 классе Тип урока: комбинированный Цели урока: ü Усвоить причины и сущность сплошной коллективизации; ü Проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия коллективизации; ü Дать представление о негативной сущности процесса коллективизации; ü Усвоить различные точки зрения на оценку итогов развития СССР в 30-е годы и выработать свое отношение к ним или свою оценку по этой исторической проблеме; ü Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями; ü Способствовать воспитанию в детях уважительного отношения к прошлому своей страны. Оборудование: рабочие тетради (рабочие листы 4,5), карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.», документы, мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку с музыкальным сопровождением. Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание Ход урока: I. Организационный момент: l Звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» (слайд 1); l Вступительное слово учителя; l Организация класса для дальнейшей работы. II. Контроль знаний: Ø выполнение заданий на рабочем листе 4 (№1-3) и на рабочем листе 5 (контурная карта) в рабочей тетради; устный вопрос: Ø Каковы были источники для проведения ускоренной индустриализации? III. Изучение новой темы. 1) Коллективизация: начало. Слово учителя: Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная. Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю. Мнение: Мария Спиридонова (лидер эсеровского движения) – цитата на стр. 448 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных объявило кулаками – враждебным элементом. Введение термина «кулаки» ( работа с кадрами кинохроники)- слайд2. Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты. В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало (слайд 3) Декабрь 1927 года – XV съезд ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства» (слайд 4). 7 ноября 1929 года – статья Сталина «Год великого перелома» (слайд5) Работа с документом «Из статьи И.В.Сталина «Год великого перелома» (учебник стр.174) ? Какие цели ставит перед страной И. Сталин? Выводы (слайд 6): v Деревня – источник продовольствия; v Деревня – основной канал средств для нужд индустриализации. 2) Раскулачивание (слайд 7). ? Для чего нужно было раскулачивать крестьян? Работа с документом «Из речи И.В.Сталина на конференции аграрников – марксистов» 27 декабря 1929 года (стр. 174-175 учебника) Цели раскулачивания: v Создание материальной базы; v Подрыв сопротивления; v Судьба раскулаченных – пример для тех, кто не желал идти в колхоз (слайд 8). Выселение крестьян – примеры со стр. 449 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. (рассказы А.И.Солженицына, О.В.Волкова.) Работа с документом «Из письма раскулаченных в адрес М.И.Калинина. 1930 год» (стр. 175 учебника) ? По мнению крестьян, кто подлежал высылке? Просмотр кинохроники; Введение терминов «подкулачники, «двадцатипятитысячники». 3) «Головокружение от успехов» (слайд 9): v Сопротивление раскулачиванию v Пассивные формы протеста: Сообщения детей «Забой скота», «Бабьи бунты». v Вывоз хлеба за границу v Голод (рукотворный) 2 марта 1930 года – статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян. План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак. 2 точки зрения: Ø И.В.Сталин «О работе в деревне» стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. Ø А.И.Солженицын - стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. (Слайд 10). В русскую деревню пришел голод. Люди ели траву, кору деревьев, были случаи людоедства. (стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.- «Из воспоминаний горожанки») В это же самое время для нужд индустриализации по решению правительства продолжались продажи хлеба за рубеж. В 1932 году в Западную Европу вывезено 1,8 млн. т. Зерна, в 1933 г. – 1 млн. т. Работали все водочные заводы (зерно используется при производстве спирта), монопольная торговля водкой давала государству громадные прибыли. 1933 год – посещение страны иностранными деятелями (Б.Шоу: «Никогда так хорошо не обедал, как в Советском Союзе»). Итог: Голод 1933 года унес свыше 5 млн. жизней, число крестьян сократилось на 1/3, но госзакупки в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли вдвое. Сельское хозяйство, как и все в стране, стало управляемым. Крестьяне, боясь репрессий, записывались в колхозы. Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов. Мнение: А.И.Солженицын: «Это была вторая гражданская война, теперь против крестьян. Это был великий перелом, только чего? РУССКОГО ХРЕБТА». ? Каковы же были итоги сплошной коллективизации?(слайд 11) Ø Созданы условия для индустриального рывка (деревня – канал перекачивания средств); Ø Уничтожение частнособственнического крестьянского хозяйства. Выводы: Скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой: v Отставания аграрного сектора и легкой промышленности; v Сверхцентрализации экономической жизни; v Предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов; v Полного подчинения производителя государству; v Широкого применения мер внеэкономического принуждения. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима. IV. Подведение итогов урока: l Закрепление o Устный ответ на вопросы: · Что такое коллективизация? · Какими методами проводилась коллективизация? · Каковы итоги коллективизации? o Тестирование: · В рабочей тетради – рабочие листы 8-9. l Выставление оценок. l Д/з: §25, п.5-9
Используемые материалы: o А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России. ХХ - начало ХХI века» М., «Просвещение», 2009 o Ивницкий Н.А. «Коллективизация и раскулачивание» 1994. o Энциклопедия для детей. История России ХХ век. М., «Аванта +», 2005
| |
Просмотров: 1960 | Загрузок: 234 | |
Всего комментариев: 0 | |