Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (2.67 Mb) ] | 26.06.2013, 23:45 |
Урок истории в 6 классе На тему: «Угроза с Запада». Тип урока: комбинированный. Цели урока: - образовательные: ü Ознакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов; ü Дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича. -развивающие: ü Продолжить формирование умения обучающихся работать с исторической картой и историческими источниками; ü Развивать умение учеников формулировать собственную точку зрения на исторические события и историческую личность. -воспитательные: ü Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества на примере личности Александра Невского; ü Способствовать формированию чувства патриотизма и уважения к своему народу. Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке», рабочие листы, мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку. Основные понятия: орден крестоносцев, меченосец. План урока: 1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики. 2. Невская битва. 3. Ледовое побоище. 4. Александр Невский – политик и военачальник. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!» - Александр Невский Ход урока: I. Проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий №1-3 в рабочих листах; Беседа по вопросам: ü Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? ü Какое значение, с точки зрения всемирной истории, имело сопротивление Руси монголо-татарскому нашествию? Учитель подводит итог проверке домашнего задания и делает вывод: В XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единственные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг (слайд 1) II. Актуализация познавательного интереса к изучению нового материала. Беседа по вопросам, изученным в курсе «Истории средних веков» (слайд 2): Что означает понятие «рыцарский орден»? Есть ли разница между рыцарем – членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие? Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибалтику характеризуют как крестовые походы? Охарактеризуйте цели крестовых походов. Учитель обобщает ответы и обращает внимание на следующее: - Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли. В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах. Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам. Экспансия рыцарей была очень опасна, так как: v занятые ими земли подвергались насильственной католизации; v на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки; v местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции. III. Изучение новой темы. 1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики. Работа с текстом учебника (стр.106-108). Постановка проблемного вопроса: § Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Свой ответ обоснуйте. 2. Невская битва. § Работа с картой: Найти и показать устье реки Невы. Показать направления походов крестоносцев. § Рассказ учителя: (Слайд 3) В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля. Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска. В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич. Он получил крайне дерзкое послание: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение. Главное – надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наступление. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно. § Работа с отрывком из «Симеоновской летописи»: о Невской битве (рабочий лист – задание 4) Вопросы к документу: Что определило победу русских воинов? Назовите имена героев битвы. Определите значение Невской битвы? Победа в Невской битве устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Князь Александр Ярославович получил прозвище Невский. 1. Ледовое побоище. § Просмотр учебного фильма «Ледовое побоище» (слайд 4) Вопросы к фильму: Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов. Каким был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере? Какова была их тактика боя? Почему русские одержали победу? Охарактеризуйте роль рядовых воинов. В чем проявился полководческий талант Александра Невского? (Слайд5) В результате победы Александра Невского на Чудском озере Левонский орден прислал в Новгород послов и отказался от агрессивных планов по отношению к Русской земле. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру. 2. Александр Невский – политик и военачальник (слайд 6) Память об Александре Невском: Ø Картина П. Корина «Александр Невский»; Ø Сюита А.Прокофьева «Александр Невский»; Ø Фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (слайд 7) Ø Книги, написанные об Александре Невском (авторы – К.Симонов, А.Митяев, В.Пашуто, Л.Обухов, Н.Кончаловская и др.) Ø Орден «Александр Невский»; Ø В XIII веке было написано житие Александра Невского.(слайд 8) Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Петербург и захоронить, а Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть, причислен Русской православной церковью к лику святых. «Александр Невский – защитник земли Русской» (слайд 9): v Князь Александр Невский осознавал слабость русских земель и не мог противостоять монголам. v Следовательно, он признал их власть и сознательно стал с ними сотрудничать. v В сложившихся условиях данная политика сотрудничества с ордынской властью была дальновидной, так как ослабленная Русь не могла противостоять монголо-татарам, а это помогло избежать новых погромов и кровопролития. v В житии Александра невского впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу. v Вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость. IV. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам: ü Почему именно в начале 40-х гг. XIII века усилилось давление рыцарей – крестоносцев на Русь? ü Определите значение побед Александра Невского? Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: § Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Свой ответ обоснуйте Домашнее задание: §13, вопросы и задания в рабочей тетради к §13. Используемая литература: o А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008 o Е.В.Симонова Тесты по истории России. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной o « История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». М., «Экзамен»,2008 o Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс. Волгоград, «Учитель», 2007 o М.Н.Чернова, В.Я.Румянцев. Работа с документами на уроках истории. М., «АЙРИС - пресс», 2008 Цифровые образовательные ресурсы: o Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века. o Энциклопедия Истории России 862-1917 гг. | |
Просмотров: 2908 | Загрузок: 197 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | ||||
| ||||