Главная » Файлы » Мои файлы

Угроза с Запада
[ Скачать с сервера (2.67 Mb) ] 26.06.2013, 23:45

Урок истории в 6 классе

На тему: «Угроза с Запада».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

- образовательные:

ü  Ознакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов;

ü  Дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

-развивающие:

ü  Продолжить формирование умения обучающихся  работать с исторической картой и историческими источниками;

ü  Развивать умение учеников  формулировать собственную точку зрения на исторические события и историческую личность.

-воспитательные:

ü  Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества на примере личности Александра Невского;

ü  Способствовать формированию чувства патриотизма и уважения к своему народу.

Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке», рабочие листы, мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку.

Основные понятия: орден крестоносцев, меченосец.

План урока:

1.      Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

2.      Невская битва.

3.      Ледовое побоище.

4.      Александр Невский – политик и военачальник.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!» -

Александр Невский

 

Ход урока:

I.                   Проверка домашнего задания.

*      Выполнение тестовых заданий №1-3  в рабочих листах;

*      Беседа по вопросам:

ü  Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?

ü  Какое значение, с точки зрения всемирной истории, имело сопротивление Руси монголо-татарскому нашествию?

Учитель подводит итог проверке домашнего задания и делает вывод:

В XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единственные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг (слайд 1)

II.      Актуализация познавательного интереса к изучению нового материала.

Беседа по вопросам, изученным в курсе «Истории средних веков» (слайд 2):

*      Что означает понятие «рыцарский орден»?

*      Есть ли разница между рыцарем – членом рыцарского ордена и обычным рыцарем?

*      Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие?

*      Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибалтику характеризуют как крестовые походы?

*      Охарактеризуйте цели крестовых походов.

Учитель обобщает ответы  и обращает внимание на следующее:

- Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.

В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

v  занятые ими земли подвергались насильственной католизации;

v  на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;

v  местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.

III. Изучение новой темы.

1.      Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

Работа с текстом учебника (стр.106-108).

Постановка проблемного вопроса:

§  Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Свой ответ обоснуйте.

2.      Невская битва.

§  Работа с картой:

*      Найти и показать устье реки Невы.

*      Показать направления походов крестоносцев.

§  Рассказ учителя:

(Слайд 3)  В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля.

Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска.

В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич. Он получил крайне дерзкое послание: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение. Главное – надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наступление. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно.

§  Работа  с отрывком из «Симеоновской летописи»: о Невской битве (рабочий лист – задание 4)

Вопросы к документу:

*      Что определило победу русских воинов?

*      Назовите имена героев битвы.

*      Определите значение Невской битвы?

Победа в Невской битве  устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Князь Александр Ярославович получил прозвище Невский.

1.      Ледовое побоище.

§  Просмотр учебного фильма «Ледовое побоище» (слайд 4)

Вопросы к фильму:

*      Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.

*      Каким был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере?

*      Какова была их тактика боя?

*      Почему русские одержали победу?

*      Охарактеризуйте роль рядовых воинов.

*      В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

(Слайд5) В результате победы Александра Невского на Чудском озере Левонский орден прислал в Новгород послов и отказался от агрессивных планов по отношению к Русской земле.

Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру.

2.      Александр Невский – политик и военачальник (слайд 6)

Память об Александре Невском:

Ø  Картина П. Корина «Александр Невский»;

Ø  Сюита А.Прокофьева  «Александр Невский»;

Ø  Фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (слайд 7)

Ø  Книги, написанные об Александре Невском (авторы – К.Симонов, А.Митяев, В.Пашуто, Л.Обухов, Н.Кончаловская и др.)

Ø  Орден «Александр Невский»;

Ø  В XIII веке было написано житие Александра Невского.(слайд 8)

Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Петербург и захоронить, а Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть, причислен Русской православной церковью к лику святых.

«Александр Невский – защитник земли Русской» (слайд 9):

v  Князь Александр Невский осознавал слабость русских земель и не мог противостоять монголам.

v  Следовательно, он признал их власть и сознательно стал с ними сотрудничать.

v  В сложившихся условиях данная политика сотрудничества с ордынской властью была дальновидной, так как ослабленная Русь не могла противостоять монголо-татарам, а это помогло избежать новых погромов и кровопролития.

v  В житии Александра невского впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу.

v  Вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

ü  Почему именно в начале 40-х гг. XIII века усилилось давление рыцарей – крестоносцев на Русь?

ü  Определите значение побед Александра Невского?

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:

§  Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Свой ответ обоснуйте

Домашнее задание: §13, вопросы и задания в рабочей тетради к  §13.

 

Используемая литература:

o   А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008

o   Е.В.Симонова Тесты по истории России. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной

o    « История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». М., «Экзамен»,2008

o   Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс. Волгоград, «Учитель», 2007

o   М.Н.Чернова, В.Я.Румянцев. Работа с документами на уроках истории. М., «АЙРИС - пресс», 2008

Цифровые образовательные ресурсы:

o   Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

o   Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lenchik | Теги: урок истории, презентация к уроку Угроза с Запада
Просмотров: 2867 | Загрузок: 197 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 5
5 Иван Викторович  
0
Материал очень понравился.Будем использовать.Спасибо

4 lenchik  
0
Светлана, спасибо за оценку!

3 Светлана О.  
1
Интересная разработка, спасибо!

2 lenchik  
0
Татьяна, пользуетесь на здоровье, спасибо за оценку!

1 Татьяна Ч.  
1
Елена Васильевна, непременно воспользуюсь вашим материалом, большое спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *: