Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (2.11 Mb) ] | 05.04.2014, 09:38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской област Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему:
Трудовое право. Подготовила и провела: учитель истории и обществознания Лукьянчикова Е.В.
2012/2013 учебный год Тип урока: комбинированный с применением проблемной технологии, ТРКМ, АМО. Цель урока: сформулировать представления обучающихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве. Задачи урока: - познакомится с источниками трудового права; - развивать умения работать в группах, работать с документами, применять полученные знания на практике; - способствовать формированию правовой культуры, готовности брать на себя ответственность за совершаемые действия, воспитанию гражданственности. Основные понятия и термины: трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха. Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация, видео урок – ЭУП “Основы правовых знаний”, документы: «Всеобщая Декларация прав человека», «Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», ватманы, фломастеры. План урока:
I. Актуализация знаний. Для определения темы и целей нашего урока, мне бы хотелось предложить вам несколько ситуаций, с которыми вы могли уже встретиться или встретитесь в будущем.
Ситуация для 1 группы: «Кирилл: Здравствуйте, я хотел бы поступить на работу курьером в вашу редакцию, так как знаю, что у вас есть вакансия для несовершеннолетних работников. Редактор: Молодой человек, откуда у вас такая информация? Кирилл: Об этом я узнал на молодёжной бирже труда. Редактор: Да в нашей редакции есть место для подростков, но мне не выгодно принимать Вас на работу. Поэтому, извините, я вам отказываю». Ситуация для 2 группы: «Чертежница конструкторского бюро Таня: Подпишите, пожалуйста, заявление на очередной отпуск. Я проработала в бюро 9 месяцев и имею право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Начальник бюро: Нет, я не имею права подписать Вам это заявление, так как очередной отпуск за первый год работы может быть предоставлен только по истечении 11 месяцев непрерывной работы». Ситуация для 3 группы: «Вечером в семье Игнатовых разгорелся спор. Дело в том, что 17-ти летняя Ира, окончив школу, решила пойти работать; её знакомые предложили девушке устроиться на работу в ночной клуб — сначала помогать на кухне, а там видно будет. - Ира, не смей даже об этом думать, - кричал отец Иры, - это не место для девчонки! - Папа, ну почему! Там очень красиво, музыка играет, люди такие нарядные. - Я всё равно пойду! — со слезами в голосе говорила Ира. - Ирочка! Отец прав, - пыталась убедить дочь мама, - ну подумай, чему ты там можешь научиться?! - Мама, вы с папой отстали от жизни, ничего не понимаете, я уже взрослая, сама за себя решаю. Я так решила, - говорила Ира. На следующий день вечером, когда Ира вернулась домой, родители сидели на кухне, ждали её...» ? Проанализируйте позицию участников ситуаций? ? Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше на нашем уроке? Обучающиеся формулируют тему урока: Трудовое право (слайд 1). II. Изучение новой темы:
1 остановка «Что такое труд?» 2 остановка «Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?» 3 остановка «Пословицы и поговорки о труде» На каждой остановке на большом листе ватмана группа записывает основные моменты, относящиеся к заданному вопросу, затем по команде учителя переходят к следующей остановке, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их, исправлять записи, сделанные предыдущей группой нельзя. «Проехав» все остановки, группа возвращается к своей первой остановке, знакомится со всеми записями, определяет участника группы, который будет представлять материал. После презентации работы групп, учитель резюмирует сказанное всеми группами: Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд – облагораживает человека. Но выбор рода занятий, характера труда – серьезный и ответственный шаг и многое зависит от знания действующего трудового законодательства.
Источники трудового права:
постановка проблемной ситуации: Трудиться – это право или обязанность? 1 группа - Конституция РФ (ст.37) 2 группа – Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23). 3 группа – Трудовой кодекс РФ (ст.2) После анализа ответов делается вывод: право на труд – одно из основных прав и свобод человека. Предмет трудового права:
? Найдите в ст. 15 ТК РФ определение трудовых правоотношений? (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором). Трудоустройство – важнейшие условия
Правовой статус несовершеннолетних
III. Закрепление.
Задача для первой группы: За нарушение дисциплины в общественном месте группа молодых людей в возрасте 17-18 лет была привлечена к административной ответственности. На заседании административной комиссии было установлено, что никто из них не учится. Один из членов комиссии предложил включить в решение комиссии требование, обязывающее их в течении двух-трех недель поступить на работу или учебу, в противном случае они будут привлечены к работе в принудительном порядке. Правомерно ли требование о привлечении людей к труду в принудительном порядке? Свое мнение обоснуйте. Задача для второй группы: Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу. Среди них были: - возраст не старше 30-40 лет; - пол - мужской; - образование – высшее; - национальность – русский; - не принадлежащий ни к каким партиям. Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свое мнение обоснуйте. Задача для третьей группы: Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и, наконец, нашел объявление, которое го заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор. Подумайте, что могла стать причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место? IV. Рефлексия. Домашнее задание: §17, вопросы на стр. 152-15 Информационные источники:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1831 | Загрузок: 119 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||