Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (1.70 Mb) ] | 22.03.2013, 23:43 |
Урок по обществознанию в 10 классе на тему: «Семья и быт». Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение»,. 2008). Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме. Цели урока: Образовательные: - дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; - выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную; - определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе. Развивающие: - развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна; - продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию; - продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач; - развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию. Воспитательные: - содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений; -продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества. Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера. Семья-это кристалл общества. В.Гюго.
Ход урока. I. Организационный момент: - проверяется готовность учащихся к занятию; - учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока. II. Изучение нового материала. 1. Что такое семья. Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья. Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества. Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии. Семья исследуется в 2-х аспектах: 1) Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью. 2) Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе. 2. Функции семьи. «Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Ученики в группах определяют основные функции семьи, затем их озвучивают. Учитель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется слайд «Функции семьи»: - репродуктивная - воспитательная - хозяйственно-экономическая - духовное общение и досуг - эмоциональная - первичная социализация - социально-статусная - первичный социальный контроль - поддержка физического здоровья родителей и детей Сообщение ученика: «Стили воспитания». Вопросы по сообщению: - Какие подходы к воспитанию детей были названы? - Какой вам кажется предпочтительнее и почему? Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа. 3. Этапы становления брачно-семейных отношений. Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану): - первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); - кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); - парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие): 1. патриархальная (традиционная) 2. демократическая (партнерская) 4. Патриархальная семья. Работа с источниками Вопросы к документам: -каковы основные черты патриархальной семьи? -почему раньше возникает именно такой тип семьи? 1. В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь». 2. Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию». Пример патриархальной семьи из истории России: Семья последнего российского императора Николая Второго (краткое сообщение ученика). 5.Современная семья. Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы А.Ю. Лазебниковой» Вопрос к тексту: - Какие черты современной семьи называет автор? После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Черты современной семьи»: - раздельное проживание родителей и детей; - сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей; - ослабление связей с родственниками; - возросшая социальная активность женщин. «Мозговой штурм»: работа в группах: - Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин; - Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин. После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин» Положительные последствия: - экономическая самостоятельность; - удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации; - многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг); - образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких. Отрицательные последствия: - мало детей; - ослабление внутрисемейных связей; - совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем; - некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье. Проблемный вопрос: - Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой? 6.Кризис современной семьи. Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Проблемные вопросы: - Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чес он может проявляться? - Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры? Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем: - рост числа разводов; - увеличение числа неполных семей; - увеличение количества добрачных и внебрачных детей; - взаимное отчуждение членов семьи; - ослабление воспитательного воздействия родителей на детей; - увеличение числа «гражданских браков». Результаты социологического опроса: Гражданский брак: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание. Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»? Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило. Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи. Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается». Выводы: - Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик. - постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей. III. Подведение итогов урока: Закрепление: 1. Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» 2. Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева. 3. Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах. 4. Взаимопроверка и выставление оценок. Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; параграф 18 в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206. Используемая литература: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008. Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007. Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2008 | |
Просмотров: 7016 | Загрузок: 544 | |
Всего комментариев: 0 | |