Главная » Файлы » Мои файлы

Отмена крепостного права. Конспект урока по истории России в 8 классе.
[ Скачать с сервера (25.2 Kb) ] 10.01.2014, 12:48

Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания

МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2»

Урок истории в 8 классе по теме «Отмена крепостного права».

Урок соответствует авторской программе «История России 6-9 классы» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  • Определить причины и цели, начавшихся при императоре Александре II реформ;

  • Показать роль императора Александра II и Главного комитета по крестьянскому делу в подготовке земельной реформы;

  • Создать представление о настроениях в русском обществе накануне событий 19 февраля 1861 года;

  • Раскрыть сущность Крестьянской реформы 19 февраля 1861 года;

  • Обратить внимание на различные, зачастую полярные, оценки проводимой земельной реформы; выявить причины вновь вспыхнувших крестьянских волнений;

  • Продолжить формирование основных умений у учащихся: самостоятельно получать новые знания по источникам; систематизировать информацию, анализировать и обобщать фактический материал.

План урока:

  1. «Царь – Освободитель».

  2. Подготовка отмены крепостного права.

  3. Крестьянская реформа 1861 года.

  4. Значение Крестьянской реформы.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, электронная презентация, пакеты с документами.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

История России – «Правление императора Александра I» (деятельность М.М.Сперанского, проект освобождения крестьян А.А.Аракчеева);

«Внутренняя политика Николая I» (реформа П.Д.Киселева).

 

Повеял новый, теплый дух

Весенней жизни и свободы

От долгой и крутой зимы…

Ф.Н.Глинка

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Изучение новой темы.

    Вступительное слово учителя.

    В день коронации Александр II простил все недоимки подушной подати, возвратил из ссылки всех осужденных по делу о тайных обществах 1825 года и заговору М.В.Петрашевского. Но историческое имя «Царь Освободитель» связано с иным событием. 19 февраля 1861 года Государственным советом было одобрено «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В России было отменено крепостное право.

Эвристическая беседа по вопросам:

  1. По мнению ряда историков, «отмена крепостного права была подготовлена предшественниками Александра II, оставалось сделать один решительный шаг, и он его сделал». Проанализируйте политику Александра I и Николая I по крестьянскому вопросу. Подтвердите фактами или опровергните мнение историков.

  2. Какие события отечественной истории середины XIX века, на ваш взгляд, ускорили решение правительства об отмене крепостного права?

В ходе беседы определяются предпосылки отмены крепостного права в России.

  1. Активизация познавательного интереса. Постановка проблемных вопросов.

Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днем», сам Александр II назвал этот день «лучшим днем» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами» (Н.А.Некрасов).

            Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной?

  1. Подготовка отмены крепостного права.

Ученические сообщения по темам: 1) «Император Александр II о крепостном праве»; 2) «Деятельность Секретного комитета по крестьянскому делу».

Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками (Приложение 1).

Задания:

  1. Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).

  2. Ответьте на вопросы: а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне? б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства?  В) Можно ли, исходя из проектов, определить, взгляды каких категорий дворян выражал тот или иной проект (крупнопоместных или мелкопоместных; помещиков черноземных или нечерноземных губерний)?

  1. «Манифест 19 февраля 1861 года».

Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками и текстом учебника.

Источники:  Извлечение из  «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости» (Приложение 2); текст §20 (Крестьянская реформа 1861 года»).

Задания (обучающиеся получают до начала работы):

  1. Прочитайте текст документов и раздел учебника

  2. На основе анализа источников ответьте на вопросы: а) На какую категорию крестьян распространялся «Манифест 1861 года»? б) Какие права получили крестьяне по новому закону? в) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года? г) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами – собственниками)?

  3. Объясните термины: «выкупная сделка», «временнообязанные крестьяне», «выкупная ссуда», «выкупные платежи», «отрезки».

Проверка выполнения задания (беседа с классом). Уточнение основных положений Крестьянской реформы.

  1. Подведение итогов урока.

Обсуждение проблемных вопросов, высказывание мнений о значении Крестьянской реформы 1861 года для дальнейшего развития российского общества.

Работа с документом «Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года.

? Сравните «ожидаемую волю» с «дарованной свободой».

«Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года.

«Ст. 1. Е. и. в. Объясняет: любезные мои дети… Не слушайте ни панов, ни попов, они вас будут обманывать, а найдите себе благодетельного человека, он вам прочтет мою милость…

Ст. 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день тягла, земля помещичья отдается вся крестьянам; помещикам остается очерета (камыш), болота, чтобы было где гнездиться, как чертям…

Ст. 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирают хлеб со своим семейством, что соберет, то его…

Ст. 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает…»

(Цит. По: Федоров В.А. Падение крепостного права в России. Выпуск 2).

Рефлексия.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

§20 , вопросы и задания к нему.

Используемая литература:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012;
  2. Перевезенцева Т.В. История России. Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2012;
  3. Чернова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М., «Айрис - пресс», 2008.

 

 

Приложение 1.

Помещичьи проекты Крестьянской реформы.

Из записки князя П.П.Гагарина «О средствах к добровольному изменению отношений помещиков и крестьян»

«… В самодержавной империи нашей свобода может только быть лично дарована крестьянам, без прав на землю, и должна состоять в личном их ограждении от притеснений землевладельцев…

Дарование помещикам права освобождать крестьян целыми селениями без условий и без земли есть мера самая благодетельная…»

 

 

Из записки полтавского помещика М.П.Позена «О мерах освобождения крепостных крестьян»

«Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве – бесплатно; поселенные же на чужих землях обязываются платежом за них оброка, деньгами или работаю…

Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое разделяет участки между своими членами…

Земли отводятся крестьянам в таком количестве, которое признает возможным владелец…»

 

Из записки тверского помещика А.М.Унковского

«При освобождении крестьян с землею, с отделением их совсем от помещика, т.е. уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян… неоспорима; помещик, получив за крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности вознагражден, а исполнение крестьянами обязанностей перед правительством обеспечивается землею, отдаваемой им в собственность».

(Источник: Хрестоматия по истории СССР/ под ред. С.С.Дмитриева. Т. 3)

 

Приложение 2.

Отмена крепостного права.

Извлечение из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года

«1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда…

2.На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу…

3.Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4.Крестьяне за отведенный… надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами…

6.Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению…

8.Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею… не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли…»

Из «Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий»

«3.Приобретение в собственность крестьянами… полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе, как с согласия помещика…

35.Приобретение в собственность усадебного и полевого надела… может производиться по требованию одного помещика, не иначе как целым сельским обществом…

64.При приобретении крестьянами в собственность их надела… величина платежа… зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон; содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной… выкупной ссуды…

65. В основании для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте…

113.Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно… по шести копеек за рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными…

114.Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды». (Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.7)

Категория: Мои файлы | Добавил: lenchik | Теги: конспект урока, отмена крепостного права
Просмотров: 8838 | Загрузок: 549 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 5
5 Ирина Вячеславовна  
0
Очень интересный урок. Буду использовать на своих уроках.Спасибо.

4 lenchik  
0
Елена Александровна, рада, что Вам пригодилась моя разработка!

3 Елена Александровна Г.  
1
Спасибо, скачала ваш урок, буду использовать в работе.

2 lenchik  
0
Марина Николаевна, спасибо за оценку!

1 Марина Николаевна  
1
Елена Васильевна, спасибо за урок!

Имя *:
Email *:
Код *: