Главная » Файлы » Мои файлы

Дней Александровых прекрасное начало... (разработка и презентация урока истории в 8 классе)
[ Скачать с сервера (724.1 Kb) ] 24.03.2014, 13:16

Разработка урока по истории России в 8 классе

Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2»

2012-2013 учебный год

Тема: Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

            Тип урока: комбинированный, с применением элементов технологии развития критического мышления, ИКТ, кейс – метода.

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.

            Задачи: - создать образ молодого императора Александра I; раскрыть черты личности и его политические взгляды;

                         - определить место «негласного комитета» в проведении первых либеральных реформ императора;

                         - показать основные направления реформаторской деятельности Александра I и результаты этих реформ;

                        - продолжить формирование основных умений учащихся: высказывать собственную точку зрения, анализировать и систематизировать учебный текст, самостоятельно делать выводы, выступать перед аудиторией, активно слушать и развивать монологическую речь;

                        - способствовать воспитанию интереса к прошлому своей страны.

            Оборудование: средства ИКТ (мультимедийная презентация, видеофильм «Александр I»), пакеты с документами.

           

 

Дней Александровых прекрасное начало…

А.С.Пушкин (Слайд 1)

План урока (Слайд 2):

  1. Российская империя – абсолютная монархия.

  2. Император Александр I.

  3. «Молодые друзья»

  4. Реформы начала царствования.

 

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Активизация познавательного интереса.

    Изучение новой темы предваряет беседа с классом по вопросам:

  1. Какое событие в российской истории произошло 1 марта 1881 года?

  2. Кто оказался на престоле в результате этих событий?

  3. Что вы знаете о цесаревиче Александре Павловиче?

Постановка проблемного вопроса. (Слайд 3)

Что дало основание А.С.Пушкину охарактеризовать первые годы правления императора Александра I как «прекрасное начало», а историку В.О.Ключевскому сравнивать молодого императора с цветком: «тепличный цветок… он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше осеннее ненастье, он завял и опустился».

С чем связаны, на ваш взгляд, подобные оценки самого Александра I и первых лет его правления? Согласны ли вы с такими оценками?

  1. Работа учащихся в парах с историческими источниками.

«Современники об императоре Александре I» (пакет №1).

Задания:

  1. Ознакомьтесь с высказываниями современников о русском императоре.

  2. Определите, какие черты характера Александра Павловича отмечали большинство его современников.

  3. Подумайте, почему именно эти черты развились в его характере.

Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по данным вопросам.

      Просмотр учебного видеофильма «Александр I» и работа с текстом учебника п. 1 «Император Александр I» стр. 7-8

Задания:

  1. Как домашняя атмосфера и система воспитания отразились в характере и взглядах императора Александра I?

  2. Какую роль в воспитании Александра I сыграл его воспитатель Ф.С.Лагарп?

Обмен мнениями.

Работа учащихся с историческими источниками.

«Из дневников и писем Александра I» (пакет №2).

            Задания:

  1. Определите политические пристрастия молодого цесаревича.

  2. Предположите, какую политику он будет проводить, взойдя на престол.

Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по данным вопросам.

VI. Рассказ учителя о Негласном комитете, роли Негласного комитета в реформаторской деятельности молодого императора. (Слайд 4)

В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Так в 1801 году он создал Негласный комитет, который осуществлял свою деятельность по май 1802 года. Это было своеобразное «теневое правительство». В его состав входило 4 человека, с которыми молодой царь воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей.

Целью Негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – должно было стать ограничение самодержавия.

Работа в парах над пунктом «Негласный комитет». Составление кластера: (Слайд 5)


Проверка выполнения работы: (Слайд 6)

 

VII. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.

Пункт «Начало преобразований» и дополнительный справочный материал «Первые указы императора Александра I».

Задания:

  1. Проанализируйте учебный и справочный материалы.

  2. Составьте таблицу «Реформы начала царствования». (Слайд 7)

ГОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ

НАЗВАНИЕ РЕФОРМЫ

СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМЫ

РЕЗУЛЬТАТ РЕФОРМЫ

 

 

 

 

 

Проверка самостоятельной работы.

Вывод: в первые годы правления Александра Первого проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. (Слайд 8)

            VIII. Обобщение пройденного материала. Обсуждение проблемных вопросов.

         IX. Рефлексия

            Обучающиеся оценивают работу всего класса, работу в парах, свою индивидуальную работу.

Домашнее задание: §1, вопросы и задания к нему. Сопутствующее повторение: «Внешняя политика России второй половины XVIII века». Подготовка ученических сообщений по темам: «Третья антифранцузская коалиция», «Битва трех императоров», «Четвертая антифранцузская коалиция».

Информационные источники:

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX век. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012

Т.В.Перевезенцева. История России. 8 класс. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2012

Чернова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М., «Айрис - пресс», 2008.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lenchik | Теги: Урок истории 8 классе, Александр Первый
Просмотров: 3049 | Загрузок: 261 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: