Главная » Статьи » Мои статьи

Урок истории в системе личностно-ориентированного обучения.

В последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Такая популярность обусловлена тем, что, во-первых, динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме и, во-вторых, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности, то есть отношения должны строиться на истинном уважении личности обучающегося, уважении его достоинства.

Только раскрытие индивидуальности учащегося в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современном образовательном учреждении. Такой подход позволяет работать с каждым обучающимся в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей, интересов.

         В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуеальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностичские методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования. Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Изменяется позиция учителя, который руководствуется следующими принципами:

оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Наиболее оптимальной формой организации учебного занятия считаю традиционный комбинированный урок. Эффективность такого урока напрямую зависит от используемой педагогом технологии обучения, методов, форм организации учебной деятельности учащихся, педагогических приемов и личностных качеств самого педагога.

Комбинированный урок строится следующим образом: на этапе оргмомента необходимо быстро организовать внимание учащихся, психологически подготовить к общению, включить в деловой ритм. От умелой организации этого этапа зависит вся деятельность учащихся на уроке и ее результат.

Этап проверки домашнего задания: его задача выяснить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявить пробелы, определить их причины и устранить их в ходе проверки. На этом этапе в условиях личностно-ориентированного обучения важно сочетать контроль учительский, взаимоконтроль, самоконтроль. Формы опроса могут быть разные, учащимся предоставляется право выбора.

         По завершении этапа подводятся итоги, выставляются оценки. Причем, любая отметка аргументируется, некоторые учащиеся просят не ставить «3» и разрешить «доработать» на уроке, я соглашаюсь, потому что это заставляет ребят заинтересованно работать, быть активными. Использую прием «помоги товарищу, задай ему вопрос» (по домашнему материалу, на повторение), правильный ответ на три вопроса позволяет выставить учащемуся более высокую оценку. Иногда отметку ставится тому, кто задал больше интересных и умных вопросов (еще один стимул).

Следующий этап – актуализация субъектного опыта учащихся, где обеспечивается мотивация учащихся, их включение в совместную деятельность по определению целей урока, происходит подготовка к усвоению нового материала с опорой на личностный опыт. Тема урока может сообщаться преподавателем, может определяться учениками, исходя из логики изучаемых событий или явлений. Ставятся цели на урок, формулируется проблема, над которой предстоит работать, сообщается план работы на уроке, ставятся задачи.

Этап изучения нового материала. В результате изучения нового материала в сознании учащегося должна возникнуть четкая, стройная, согласованная с его субъектным опытом, картина рассматриваемого события, явления или процесса. Это достигается безукоризненной логической последовательностью предъявления познавательного объекта учащимся. Для этого необходимо иметь план изложения нового материала. Он обычно записывается на доске преподавателем или в тетрадях учащимися. В ходе изучения нового материала необходимо постоянно к этому плану обращаться, делать логические выводы по изученным вопросам.

Наибольший эффект дает включение учащихся в самостоятельное добывание знаний, овладение способами деятельности и опора на субъектный опыт. Для этого используются следующие формы изучения нового материала - лекции с элементами беседы, рассказ, эвристическая беседа, постановка и разрешение проблемных вопросов, опережающие задания, самостоятельная работа учащихся по учебнику с использованием алгоритма, затем организуется обсуждение и проверка выполненных заданий.

Показателем эффективности усвоения учащимися нового материала является правильность и осознанность их ответов в процессе беседы, при выполнении заданий, активность в подведении итогов работы.

Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности призван обеспечить усвоение знаний и их применение в разнообразных ситуациях. Для этого организуется деятельность учащихся, направленная на выполнение системы заданий, на выявление понимания, изученного материала, обеспечивается дозированная помощь учащимся, используются вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, дидактический материал, ориентированный на индивидуальные особенности учащегося. Это может быть педагогическая техника – «умный листок», «вопросно-ответное общение», разноуровневые самостоятельные работы, групповая работа, «дебаты за и против», индивидуальные задания. Оценить правильность выполнения заданий можно самому учителю, путем самоконтроля, взаимоконтроля, или с помощью ПК. Информация о домашнем задании должна сопровождаться краткой инструкцией по его выполнению, учитывать интересы учащихся, содержать задания по выбору, индивидуальные задания.

Обязательным является этап подведения итогов учебного занятия, он короток по времени, здесь дается оценка результативной и процессуальной стороны, как группы, так и отдельных учащихся.

Преподаватель должен получать удовлетворение от работы и создавать такие условия на уроке, которые позволяют учащимся чувствовать себя комфортно, уверенно, уходить с урока с хорошим настроением. Поэтому последние несколько минут урока обязательно отводятся рефлексии, что позволяет узнать мнение учащихся об уроке, внести коррективы в учебный процесс, если реакция была негативной, повысить мотивацию учащихся, показать, что их мнением интересуются, в конце концов, снять напряжение, которым сопровождается любая учебная деятельность. Таким образом, этап рефлексии позволяет учащимся высказаться по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и своими товарищами.

На основании всего вышеизложенного видим, что проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального развития, личностного становления. Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок.


Категория: Мои статьи | Добавил: lenchik (16.05.2013) | Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна E
Просмотров: 2042 | Комментарии: 1 | Теги: Лукьянчикова Е.В., урок истории, личностно-ориентированное обучение | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: