Главная » Статьи » Мои статьи

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания.
Лукьянчикова Елена Васильевна
МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2»
Использование кейс - технологии на уроках истории и обществознания. Кейс – технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. Вначале школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный). Он должен быть проблемным; имеющим прецеденты; допускать альтернативные варианты решения. Кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д. Далее происходит ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации – обучающиеся учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать и обрабатывать ее. Затем выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации, тем самым формируется альтернативное мышление. В ходе КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ вариантов решения сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы. В процессе использования кейс – технологии происходит «погружение в историю», обучающиеся эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий, это формирует их ценностные установки. Дети приходят к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, определяют, от чего зависит тот или иной выход, формируется их ответственность за выбор, развиваются учебно-информационные и коммуникативные (социальные) компетентности обучающихся.
В своей педагогической деятельности я использую следующие разновидности кейс – технологии:
1. Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи:
1. В тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика - её анализ.
2. Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу. Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций.
 Возможны следующие блоки ситуационных заданий по истории:
А. По субъекту анализа могут быть задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий и задания, опирающиеся на позицию современного человека.
Б. По источнику анализа задания на основе анализа произведений живописи и задания на основе анализа документа
2. Метод ситуационно-ролевых игр. Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого.
Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод:
1. Театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого;
2. Театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; 3. Проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.
3. Метод игрового проектирования.
 Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. В ходе игры развиваются компетентности учащихся - создание юридического документа, совершенствование навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Кейс - технологии эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно - ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие). Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Кейс - технология создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности.
Категория: Мои статьи | Добавил: lenchik (12.06.2013) | Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна E
Просмотров: 3210 | Теги: кейс-технология | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: