Главная » Статьи » Мои статьи

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании истории и краеведения.

Информационные технологии прочно завоевали школьное пространство. Вне зависимости от того, какая школа сельская или городская. Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных отвечает потребностям современного образовательного процесса. Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, – она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала). Обычными становятся уроки с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных самими учащимися. Для подготовки презентации ученик должен отобрать и использовать большое количество источников информации, при этом слайды должны быть максимально информативными и наглядными, быть не только красивыми, но и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу. В процессе презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, включается элемент соревновательности, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества и повысить самооценку ученика.

Обобщение собранного теоретического и практического материала в виде компьютерной презентации позволяет учащемуся:

- структурировать материал;

- построить логическую схему;

- использовать ПК как инструмент для работы с информацией;

- усвоить базовые знания по предмету;

- сформировать навыки самоконтроля;

- оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом;

- сформировать мотивацию к учению в целом.

Большое значение на гуманитарных уроках отводится воспитанию школьников. Ведь главная задача, например, учителя истории не подготовить учеников к ЕГЭ, не вложить в них необходимый багаж знаний, а воспитать достойных людей, патриотов своей отчизны. Воспитание основано на эмоциональном компоненте, тему надо прочувствовать.  Учитель в нужный момент должен создать в классе атмосферу сопереживания, личной причастности к судьбам ушедших поколений. С этой целью электронные уроки включают кадры кинохроники, минуты молчания в сопровождении фото архивов, песни, значимые в прошлом; не неся на себе особой образовательной нагрузки, они создают атмосферу эпохи, помогают лучше понять людей того времени.

В своей работе как учителя, я широко применяю и такую форму как музейные интернет-ресурсы. Ресурсы музеев содержат изображения экспонатов, как представленных в действующей экспозиции, так и из музейных фондов, информацию о научной деятельности музея. Некоторыми ресурсами обеспечивается организация виртуальных экскурсий по разным маршрутам, в том числе и в трехмерном пространстве.

Исключительно нужной и плодотворной являются информационные технологии в изучении краеведения. Изучая историю своего села, ученики создают электронные статьи, презентации, проводят исследовательскую работу по изучению биографии односельчан. Дети сами предлагают темы для исследований, стремятся, как можно более полно раскрыть выбранную тему, пользуются разными способами представления своей работы. Приобретённые в ходе исследования навыки ребята активно используют в других видах урочной и внеурочной деятельности, начинают творчески переосмысливать задания по учебным предметам, проявляют инициативу в решении тех или иных учебных задач.

Моя практика работы показала, что использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные. Учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, тему, школьный предмет или быть межпредметными. Их цель – создание условий для мотивации учащихся, более глубокого понимания, исследования проблем окружающего мира и рассмотрение путей их решения, использование технологий интернета для публикации исследования и контакта с представителями власти, государственными и общественными организациями.

С учетом опыта использования ИКТ на уроках истории, я хочу отметить, что ИКТ не должны носить случайный характер и преследовать развлекательный эффект. Методическая организация таких занятий требует четкой направленности, последовательности в работе учителя для повышения качества исторического образования в школе.

Применение информационно-коммуникативных технологий я считаю эффективным в процессе преподавания истории, так как:
- ИКТ обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых процессов, явлений (текстовые и звуковые фрагменты, графические изображения, демонстрационные слайды, видеофрагменты, анимационные сюжеты, интерактивные сюжеты)
- содержат систематическое изложение учебного курса, раздела в соответствии с требованиями образовательного стандарта, учебной программы по предмету.
- возможна организация различных типов и форм учебных занятий.

Также важно отметить актуальность применения ИКТ в свете гуманизации содержания школьного образования. Происходит:

- обеспечение личностно-деятельностного подхода в обучении;
- создание проблемной образовательной ситуации, выдвижение и реализация познавательной идеи;
- коммуникативная направленность, интерактивный режим учебной работы;
- создание условий для формирования собственной позиции ученика, расширения его учебного и жизненного опыта;
- активизация эстетических и нравственных переживаний ученика;
- учет интересов учащихся, их возможностей.

На основе сказанного делаем выводы: информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс требует дальнейшей разработки инновационной методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями и формированием готовности педагога использовать ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: lenchik (22.03.2013) | Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна E W
Просмотров: 1388 | Теги: Нижнемамонская СОШ №2, Лукьянчикова Е.В., информационно-коммуникативные техно | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: