Главная » Статьи » Мои статьи

«Деятельностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»

(Слайд 1)

Здравствуйте!

Я хочу представить вашему вниманию свое выступление на тему: «Деятельностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся» В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально-активные и нравственно относящиеся к миру.

Деятельностный подход на практике находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. 

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.

Это особенно актуально для такого школьного предмета как история. Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

Поскольку традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии.   (Слайд 2)

Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития "критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– технологию "дебаты”.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является "Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации.

В своей работе часто использую различные приемы технологии критического мышления. При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, я использую "ПОПС”- формулу, при обобщении материала на уроках – синквейны и кластеры.

 ИКТ в обучении истории нельзя назвать данью моде. Это, прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и в неурочное время.

Мною информационные технологии активно используются в процессе преподавания истории, при подготовке и проведении школьных лекций, организации тестирования, в проектной деятельности учащихся, при подготовке к ЕГЭ и внеклассной работе по предмету.

 Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах.

Создают учебные, а также социально – значимые проекты.

Проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков, конференций, круглых столов.  Например, в ходе проведения урока – конференции "Молодежь голосует за…”,  на который учащиеся, разбившись на группы, подготовили проекты будущего развития страны в условиях победы на президентских выборах кандидатов от разных партий.

"Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною на уроках обществознания и во внеурочной деятельности во время занятий «Клуба молодого избирателя”

(Слайд 3) и позволяет добиваться того, что старшеклассники учатся

·         задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

·          критически осмысливать полученную информацию;

·         аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;

·         работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;

·         брать на себя ответственность и принимать решения (Слайд 4)

 

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось выстроить свою методическую систему (Слайд 5) и решать следующие взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности ученика  с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены "одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

 Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

·         мне интересно то, чему меня учат;

·         мне интересен тот, кто меня учит;

·         мне интересно как меня учат.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса.

О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников. (Слайд 6). За последние 3 года качество образования по истории составило в среднем 74 %, при 100% уровне обученности, по обществознанию соответственно 76% и 100%.

С каждым годом возрастает количество абитуриентов, сдающих при поступлении историю или обществознание и показывающих хорошие результаты при сдаче ЕГЭ. Особо хочется отметить, что ежегодно выпускники успешно сдают вступительные экзамены по данным предметам на бюджетные места (около 50 % от всех поступивших), что свидетельствует о высокой подготовке и качестве полученного образования. (Слайд 7)

И закончить свое выступление мне бы хотелось словами Николая Рериха: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель: но учитель… может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы, они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

Спасибо за внимание.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lenchik (22.03.2013) | Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна E W
Просмотров: 3971 | Теги: Нижнемамонская СОШ №2, из опыта работы | Рейтинг: 4.8/17
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: